Индивидуальное профориентационное консультирование
Предлагается новый формат проведения профориентационной работы со школьниками – индивидуальное профориентационное консультирование нацелен на выявление у них имеющихся, потенциально возможных компетенций и нахождения для них подходящих образовательных траекторий их профессионального самоопределения. Учитываются личные предпочтения учащихся, их устремления, но они соотносятся со способностями, имеющимися у них компетенциями, психологическими возможностями и волевыми качествами.
Собеседования нацелены не только на подбор для данного учащегося подходящих профессий, но и на определение приоритетов, благоприятных, предпочтительных для него вариантов профессионального самоопределения. Данный формат позволит дать взвешенную объективную оценку уже сделанному самим учащимся или под влиянием аргументов родителей, родственников, друзей образовательно-профессиональному выбору. В ходе двух собеседований с элементами тестирования подростка будут выявлены: его личностный психотип, определяется уровень интеллектуального развития имеющихся умственных компетенций, оценивается степень личностной мотивации избранной или предпочитаемой профессии.
Профориентация в таком формате предполагает направленное воздействие на личностную мотивацию, устремления и предпочтения учащихся посредством предоставления ему полной информации о спектре объективных и субъективных факторов, способных повлиять на его профессиональное самоопределение как позитивным, так и негативным образом. При этом будут учтены выявленные личностные особенности и характеристики учащегося, имеющиеся компетенции, представляющие определяющее значение для его профессионального самоопределения.
Индивидуальное профориентационное консультирование предусматривает решение следующих задач: определение имеющегося персонального личностного потенциала учащегося: способностей, задатков, умений, навыков, черт характера, сложившихся у него мотивационных установок, приоритетов, убеждений и устремлений, уровня волевых характеристик и самостоятельности при принятии целеполагающих и целесообразных решений; оценка имеющихся у учащегося и требуемых для избранного им профессионального призвания компетенций, уровня возможностей и степени готовности развивать и приобретать такие компетенции; поиск и нахождение оптимальных образовательных траекторий получения необходимых профессиональных знании, умений и навыков, должного уровня и диапазона профессиональных компетенций; составление и предоставление учащемуся объективной характеристики коммуникационных воздействий, влияний, связей и взаимодействий с родителями, родственниками, друзьями, сверстниками в наибольшей мере способствующих или препятствующих выработке и принятию им продуманного самостоятельного решения о выборе своего профессионального призвания.
Индивидуальное профориентационное консультирование осуществляется в виде собеседования, лекции-консультации, диагностических испытаний, комментирования и предоставления рекомендаций. По желанию учащегося и его родителей они могут быть даны в письменном виде. Рекомендации предоставляются только родителям, но по их согласию могут оглашаться в присутствии учащегося или передаваться ему в письменном виде.
Собеседование проводится в следующих формах: интервью, эвристическая беседа, дискутирование, экспресс-опрос, инициативное повествование. Лекция-консультация проводится как поучение, дискуссия, презентация. Основными формами проведения диагностики являются: предметные мини-тесты, эссе, мини-спичи, мини-проект, план-алгоритм, план-схема, тематическая таблица, диаграмма, график, тематический рисунок, мини-реферат, чертёж-схема, технологическая схема, дилемма, парадигма, парадокс, афоризм, контент-анализ, перевод-изложение. Возможны три формы комментирования: сценарный прогноз, вариативный анализ, соотнесение альтернатив. Рекомендации даются в трёх формах: императивные директивные предписания; диспозитивные селективные предложения; гипотетические вариативные предположения. Предписания высказываются при выявленной и установленной несомненной предрасположенности учащегося к определённой профессии. Предложения формулируются в том случае, когда у учащегося наличествуют сходность, параллелизм предпочтений по отношению к нескольким профессиям. Предположения выдвигаются при полной несформированности каких либо личностных мотивированных предпочтений профессионального выбора как выявления имеющихся предрасположенностей на основе оценки личностного потенциала учащегося.
Данное консультирование проводится посредством очного общения консультанта и учащегося длительностью в 120 минут с возможностью дополнительного поясняющего собеседования продолжительностью 10 – 30 минут. Такое общение осуществляется по разрешению родителей и с согласия учащегося. Консультирование проводится без непосредственного участия и присутствия (по желанию учащегося) родителей. Все сведения, полученные консультантом, не подлежат разглашению без согласия учащегося. Аудио- и видеозапись общения возможна только по взаимному согласию, при этом консультанту вести такую запись запрещено. Поясняющее собеседование может с согласия учащегося проводиться при участии и присутствии родителей.